Карточная игра Двадцать одно была подзабыта после распада СССР. В 2018 году она обрела повторную популярность, когда компания 1xBet создала онлайн-версию. С тех пор многие хотят узнать, как играть в 21 очко в карты по правилам для новичков. Ход раздачи в электронной модели не соответствует стандартам, существующим с 20-х годов XX века.
У классических правил есть несколько вариаций. В этом материале будет рассказано о самых распространенных. Читатели могут в чем-то не согласиться с экспертами редакции. В разных регионах бывшего СССР существовали свои варианты правил.
Исторические факты
Двадцать одно можно считать региональным азартным развлечением. В Российской империи была распространена 36-карточная колода. В различных играх на набор очков у короля, дамы и валета была ценность 4, 3 и 2 соответственно. В Европе существовало подобное азартное развлечение с 52-карточной колодой.
В России игру принято называть Очко или Двадцать одно.
Современные правила сформировались, вероятно, вскоре после Октябрьской революции. При упоминании игры в литературе события обычно происходят в середине XX века.
Можно говорить, что в Советском Союзе 21 входило в первую тройку игр по популярности наряду с преферансом и сварой. Особенно любили Двадцать одно в криминальных кругах. Победа в партии зачастую обеспечивалась не умением, а недоговоренностями в правилах, жульничеством и моральным подавлением противника.
В XXI веке в компаниях в Очко играют уже редко. Азартное развлечение переместилось в интернет. В 2023 году примерно на пяти площадках возможны ставки на деньги. Также существует несколько развлекательных сайтов с игрой на виртуальные фишки.
Цель игры
Когда собирается компания, карточный вечер распадается на несколько партий. В каждой происходит соперничество банкира и его оппонентов — понтеров. Их цель — разорить раздающего. Он стремится сделать то же самое — забрать деньги у «обычных» игроков.
Банкира также называют банкометом.
В каждой партии возможны 3-4 раунда либо несколько десятков. Цель игрока в отдельной раздаче — набрать сумму, максимально близкую к 21, но без превышения. Перебор означает мгновенный проигрыш.
Как играть в 21 очко правильно
Раздается колода в 36 листов. В ней отсутствуют номиналы от двойки до пятерки. Ценность карт представлена далее.
Карта | Стоимость |
---|---|
От шестерки до десятки | По номиналу |
Король | 4 |
Дама | 3 |
Валет | 2 |
Туз | 11 |
Туз может засчитываться и за единицу. Данное правило не классическое, по договоренности в компании.
Основные правила набора для банкира:
- Остановиться при 17 и более, даже если раздающий понимает, что у соперника бо́льшая сумма.
- Брать на свои 16.
У понтера никаких ограничений нет. Набирать возможно хоть на 20 и остановиться с 4 очками, играя на перебор банкующего.
Банк и назначение банкира
Обычное количество участников — от трех до шести. Каждая партия проходит в формате «один против всех». Жребий определяет, кому быть банкиром. В следующей партии эта привилегия будет у другого игрока:
- Следующего за столом по ходу движения часовой стрелки.
- Альтернативно — у участника, обыгравшего банкира.
Условие смены нужно оговаривать заранее. Если играть по правилам карточной игры 21 очко вдвоем, соперники в партиях банкуют поочередно.
У банкомета два преимущества: последнее слово и победа при равенстве очков. Второе правило классическое, но по договоренности участников возможен возврат ставки понтеру.
Обязанности банкомета:
- Тасование колоды.
- Раздача карт.
- Контроль соблюдения правил.
- Подсчет величины ставок и размера банка.
Когда банкир определен, он должен предъявить сумму, которой он готов рискнуть. Деньги выкладываются на стол. Это банк, за него будут бороться остальные игроки.
Куш — то же самое, что ставка. Это старинный термин российских картежников, используемый и в наши дни.
Величина куша определяется исходя из объявленного банка. Каждый игрок должен иметь право поставить в раздаче. К примеру, при трех понтерах и банке 100 у.е. максимальный куш будет равен 33.
Ход раздачи
Когда банк объявлен, раздающий тасует колоду. Обязателен ее подсъем. Это делает игрок, сидящий справа.
При «строгих» правилах банкомет должен постоянно удерживать колоду в левой руке. В дружеских играх этого ограничения обычно не бывает.
Первые карты раздаются сверху колоды. Далее они будут выходить снизу. Это одно из традиционных правил игры в 21 очко.
До раздачи банкомет должен «сжечь» нижнюю карту. Она открывается и кладется сверху колоды.
Перед раздачей никто не делает ставок. Все, в том числе и банкир, получают по одной закрытой карте. После этого выйти из раздачи нельзя.
Получив первую карту, игроки делают ставки. При этом они не видят, что у банкующего. Его начальная карта пока закрыта. Превысить размер банка нельзя. Если кто-то хочет сыграть по максимуму, все участники должны согласиться с этим.
В настоящее время удобнее использовать фишки из покерного набора.
Когда все противники банкомета определились с кушем, игра продолжается отдельно с каждым. Участник запрашивает карту у банкира или говорит «хватит» при хорошей руке.
Если понтер получил 21, он обязан вскрыться и объявить свои очки. Есть два варианта правил. Игрок либо получает выплату 1 к 1 сразу, либо дожидается набора банкомета.
Также рука должна быть показана, если у понтера перебор. Банкир забирает карты и ставку. За сокрытие перебора выплачивается штраф в размере куша.
В примере первый игрок предъявил 21. Второй перебрал, его расклад показан всем. Последний участник делал набор.
Если в раздаче остаются игроки с очками, они пока не показывают руку. Банкир открывает свою карту и начинает набор себе. Его действия видны всем. При 17 и более нужно остановиться. При превышении 22 банкомет оплачивает ставки действующих соперников, проверяя, не скрыл ли кто свой перебор.
Когда у банкомета случились очки от 17 до 21, его соперник вскрывается. Происходит сравнение рук. Ставка понтера либо проигрывает, либо оплачивается 1 к 1.
По классическим правилам банкующий побеждает при равенстве очков. Это жесткое условие можно по договоренности отменить — при ничьей ставка будет возвращаться игроку.
Когда чьи-то карты вышли из игры, банкир показывает их и кладет на колоду лицевой стороной вверх. Далее они недоступны для просмотра.
Периодически банкир вынужден тасовать колоду заново. Когда это объявлено, участники имеют право заменить свою начальную карту.
Партия прекращается при двух условиях:
- Банкир разорен.
- Банк увеличился в три раза по сравнению с первоначальным.
Во втором случае объявляется последняя раздача партии.
Вариации основных правил
По всем странам бывшего СССР можно насчитать несколько десятков особых правил. Самые важные вариации:
- Первая карта банкующего всегда открыта. Стандарт — закрыта.
- Получив 21, игрок сразу забирает свою долю банка. Обычно — дожидается финальных очков раздающего.
- Возврат ставки в случае равенства с банкиром. Правильно играть с поражением понтера в такой ситуации.
- Если банкир терпит поражение, обязанности переходят участнику слева. Условие — не осталось денег, предъявленных в начале. Обычно следующим раздает участник, победивший банкира.
- Возможно играть с фиксированной ставкой. Банк и куш будут одного размера. В партии всегда одна раздача. Независимо от ее результата сдавать начинает игрок, сидящий слева от прежнего банкира. Это самая частая модификация классических правил. Так игра протекает динамичнее.
Попав в незнакомую компанию, нужно узнать у соперников обо всех нюансах правил.
«Стук»
Если банкир не проигрался, а увеличил первоначальные деньги в три раза, начинается последний раунд партии. Банкующий ударяет ладонью по столу и произносит вслух: «Стук».
В последней раздаче партии преимущество уже у противников. Банкомет обязан открывать свою начальную карту. Понтеры могут объединяться и играть на одну руку. Также любой из них вправе объявить куш размером в банк. Два последних правила необязательны — может сохраняться стандартный ход раздачи.
Подсчет результатов
Запись в процессе партии не ведется. Все расчеты происходят во время игры прямой передачей денег или фишек.
Банкующий не может потерять больше, чем он заявил до начала партии. Понтерам, напротив, разрешается вводить в игру любые средства.
После этапа стука партия завершается. Участники могут закончить вечер либо начать новую игру, сменив прежнего банкира.
Все комбинации
Любые правила игры в 21 очко подразумевают наличие особых комбинаций:
- «Золотое очко». Это два туза. По договоренности они могут быть самой старшей комбинацией — побеждать 21 либо учитываться наравне с ними. Правило существует всегда.
- Пять картинок. Это бонусная комбинация, которая оплачивается сразу. Пять картинок банкира могут побеждать любое 21 понтера. Правило сравнения с «золотым очком» оговаривается отдельно.
- 7-7-7 и 6-7-8. Эти комбинации могут считаться бонусными — побеждают сразу. Либо по ним банкир делает удвоенную выплату. Можно не вводить эти комбинации.
- Натуральное очко. Так называют десятку с тузом. Обычно комбинация старше, чем другие 21. Правило не является обязательным.
Другие договоренности
Ранее были описаны пять самых главных вариаций правил. В любых компаниях всегда есть с десяток дополнительных договоренностей:
- Две начальные карты. Это не частая вариация правил.
- Туз — одно очко. В дружеских компаниях, когда приход туза дает перебор, его разрешается засчитать за единицу.
- Штраф за не предъявленные 21. При «нестрогом» формате этого правила обычно нет.
- Превращение шестерки в туза. Учитывается, когда она в руке игрока. В этом случае понтер получит единственную дополнительную карту. Банкомет не должен ее видеть, набирая себе.
- Штраф при переборе. Если понтер проиграл не по очкам, он теряет двойную ставку. Это довольно частое отклонение от стандарта.
- «Темная» при 17. Позволяет избежать штрафа при переборе (если данное правило есть). Предъявив 17, игрок соглашается взять еще одну карту, которая не показывается.
- Запрос суммы в банке. Если раздающий не может ее назвать, положен штраф. Правило всегда будет при «строгом» формате.
- Решение при 16. Это опциональное правило для банкомета. Можно предусмотреть принятие решения при его 16 очках.
Возможно ли мухлевать в игре
Игра Двадцать одно популярна в криминальном мире. Поэтому, оказавшись в незнакомой компании, нужно быть готовым к жульничеству. Самые распространенные мошеннические приемы:
- Подсматривание нижней карты. Это самый простой прием. Способ борьбы — сидеть рядом с банкующим и следить за горизонтальным положением колоды.
- Маяки. Здесь жертвой является понтер. Другой участник и банкир — сообщники. Сосед подглядывает в расклад игрока и передает информацию условными жестами. Как бороться? Держать карты ближе к себе.
- Невидимый крап. На лицевую сторону (не на рубашку) некоторых карт наносят мельчайшую каплю прозрачного клея. Банкир распознает этот номинал, проводя по нужному месту пальцем. Бороться с этим не стоит. Нужно выяснить, что именно помечено, и использовать крап, начав метать банк.
- Ложный подсъем. Это непростой прием шулеров. Чтобы исключить трюк, подсъем нужно делать не «с руки», а «через стол».
- Подмена колоды. В ней будет уже готовый проигрышный расклад. Например, 21 против «золотого очка» банкомета. Способ борьбы — наблюдать за зрителями около стола, которые могут передать «заряженную» колоду.
Где поиграть в интернете
Классические правила игры в 21 очко на 36 карт были изменены в онлайне. В 2018 году компания 1xBet разместила на своем сайте упрощенный вариант развлечения с денежными ставками.
Все происходит, как в казино. Банкира нет — есть условный дилер. Игрок набирает первым. Затем то же самое делает крупье. У оппонентов по две карты. Стадии стука нет.
Двадцать одно на деньги есть на игровых сайтах, использующих платформу 1xBet: Betwinner, Melbet, 1xSlots. В главном меню нужно искать раздел с простым названием Games.
В Рунете есть несколько развлекательных сайтов без игры на деньги. Соперниками могут быть и алгоритм, и человек. На самом популярном ресурсе игра идет с людьми. Начальная карта единственная. Противники вытягивают и набирают одновременно. В случае равенства очков объявляется ничья. Также возможен обоюдный перебор.